И боливар не помеха. КамАЗ может запустить собственное производство в Венесуэле


Коллаж © L!FE  Фото: © flickr / Eduardo Fonseca Arraes, ПАО “КАМАЗ”

Падение продаж в странах СНГ заставляет российских автопроизводителей искать и развивать новые рынки сбыта. По данным Лайфа, КамАЗ может создать в Венесуэле сборочное производство в зоне свободной торговли «Пунто Фихо». Российский завод совместно с местными партнёрами уже ведёт строительство оперативного склада запасных частей для продукции КамАЗ. Об этом Лайфу рассказали источники в правительстве, знакомые с ходом переговоров. 

— КамАЗ совместно со своим венесуэльским партнёром J.C. International 2004 ведёт строительство оперативного склада запасных частей. Идёт процесс оборудования и наполнения цехов. В дальнейшем предполагается организация на объектах в зоне «Пунто Фихо» сборки автомобильной техники КамАЗ для рынков Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Эквадора, Никарагуа и других стран региона. Венесуэльская сторона обязалась оказать содействие в получении необходимых разрешений, включая лицензию на работу сборочного производства производственной площадки в «Пунто Фихо», — рассказал источник. 

По данным Лайфа, компанией J.C. International 2004 уже подана заявка на регистрацию проекта сборочного производства.

В СНГ покупают всё меньше

Из-за экономического кризиса в странах СНГ российскую автотехнику покупают всё меньше. Не избежал спада продаж и КамАЗ: доля стран СНГ в общем объёме экспорта продукции завода за девять месяцев прошлого года значительно снизилась — с 69,7 до 40,4%. Значительный спад отмечается в Казахстане. 

В этой ситуации компания сделала ставку на новые для себя рынки. В прошлом ноябре КамАЗ распространил пресс-релиз о том, что ищет новые рынки сбыта продукции в дальнем зарубежье.

— Приоритетными рынками для КамАЗа становятся страны Юго-Восточной Азии, арабские страны, Африка и Южная Америка (Венесуэла, Куба, Колумбия, Перу), — заявили в компании. 

Судя по всему, Венесуэла может стать плацдармом для завоевания рынка Южной Америки: здесь КамАЗ уже имеет сервисные центры и постоянных представителей для технического обслуживания проданной техники. Кроме того, КамАЗ уже согласовал с Венесуэльской стороной программу обновления автопарка общественного транспорта, рассчитанную на поставку в течение 10 лет до 8000 единиц автобусов на шасси КамАЗ, собранных в Венесуэле. Также в 2016 году КамАЗ поставил в страну 20 единиц новых самосвалов КамАЗ-6520.

Кому нужны ваши боливары

Перспективам продвижения КамАЗа может помешать экономический кризис в самой Венесуэле. По подсчётам МФВ, ВВП Венесуэлы в 2016 году сократился на 10%, инфляция составила 720%, а в 2017 году разгонится до 1660%. Сильно упавшие цены на нефть подкосили экономику, сильно подсевшую на «нефтяную иглу». Сейчас не исключён вариант, когда отчаявшееся правительство решит объявить дефолт. Единственный шанс на спасение — рост цен на нефть. Если цена за баррель поднимется хотя бы до 60–65 долларов, приток валюты позволит увеличить импорт, наполнив полки магазинов товарами и снизив цены.

Пока же правительство стремится найти внешних врагов: в их число записали США, нефтяные страны (ОАЭ, Саудовскую Аравию), не желавшие ограничивать добычу нефти, и даже иностранные компании, которые якобы миллиардами вывозят наличку из страны. Так, в декабре 2016 года министр внутренних дел Венесуэлы Нестор Ревероль заявил, что иностранцы вывезли 300 млрд боливаров, а крупные суммы в венесуэльской валюте обнаруживались в США, Швейцарии, Польше, Украине, Испании, Германии и Чехии.

По данным СМИ, наличные из Венесуэлы могли вывозить российские компании, работавшие в стране. Как заявлял директор департамента Азии, Африки и Латинской Америки Минэкономразвития Сергей Носов, на невозможность обменять боливары на доллары жаловались представители многих российских компаний. Среди них назывались КамАЗ и «Роснефть». 

Представители автозавода проблемы с наличными боливарами отрицали. 

«Все контракты КамАЗа с Венесуэлой заключались с расчётами в долларах и оплачивались исключительно в этой валюте. Ни одного боливара ни в наличном, ни в безналичном виде КамАЗ не получал. Все контракты на поставку техники в Венесуэлу выполнены, оплата за них произведена в долларах», — сообщалось в заявлении компании.

В тоже время источники в правительстве сообщили, что проблема с оплатой венесуэльских контрактов обсуждалась на межправительственном уровне.

По их словам, с венесуэльской стороны отсутствует содействие в выдаче разрешений на конвертацию национальной валюты по официальному курсу (10 боливаров за 1 доллар, на чёрном рынке курс 3750:1. — Прим. Лайфа) для оплаты поставляемых шасси и комплектующих, а по уже произведённым поставкам возникают проблемы с их оплатой. 

По данным Лайфа, в прошлом году в Минфине даже состоялись консультации делегаций России и Венесуэлы по вопросам урегулирования просроченной задолженности за поставки КамАЗа. А в декабре 2016 г. на переговорах в Каракасе венесуэльская сторона заверила о готовности урегулировать долги в размере 16 млн долларов за поставленную технику и запасные части для нужд государственных организаций. Венесуэльцы обещали выплатить в феврале 8 млн. долл., а на оставшуюся часть долга провести реструктуризацию и оформить долговых обязательства. 

Источник